Болонский процесс
Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было положено подписанием Болонской декларации (см. Болонская декларация) в 1999 году в Болонье.
Обязательные параметры Болонского процесса:
- трёхуровневая система высшего образования;
- академические кредиты ECTS;
- академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;
- Европейское приложение к диплому;
- контроль качества высшего образования;
- создание единого европейского исследовательского пространства.
Рекомендательные параметры Болонского процесса:
- единые европейские оценки;
- активная вовлечённость студентов;
- социальная поддержка малообеспеченных студентов;
- образование в течение всей жизни;
- социальная поддержка малообеспеченных студентов.
Факультативные параметры Болонского процесса:
- гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;
- нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;
- модульная система;
- дистанционное обучение, электронные курсы;
- академические рейтинги студентов и преподавателей.
Реализация реформ осуществляется в соответствии с коммюнике конференций министров, ответственных за высшее образование, проводимых через каждые два года:
18-19 мая 2001 г. - Прага. Пражское коммюнике
На Пражской конференции наряду с шестью основными линиями развития Болонского процесса, намеченными в Болонской декларации, были рассмотрены новые направления сотрудничества.
18-19 сентября 2003 г. - Берлин. Берлинское коммюнике
Берлинская конференция приняла решение направить усилия на создание Европейского исследовательского пространства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 г., выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому.
19-20 мая 2005 г. - Берген. Бергенское коммюнике
На Бергенской конференции была принята Всеобъемлющая структура квалификаций для ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 г. национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций для ЕПВО. В Бергене одобрена идея Европейского регистра агентств обеспечения качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов.
17-18 мая 2007 г. - Лондон. Лондонское коммюнике
На Лондонской конференции отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустраиваемость, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте.
28-29 апреля 2009 г. - Левен/Лувенла-Нев. Лёвенское коммюнике
Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене/Лувен-ла-Неве: «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы».
25-26 апреля 2012 г. Бухарест. Бухарестское коммюнике
На Бухарестской Конференции министры, ответственные за высшее образование, решили сосредоточиться на трех основных целях в условиях экономического кризиса: обеспечение качества высшего образования для большего количества студентов, для лучшей подготовки учащихся трудовым навыкам; повышение мобильности студентов.
47 стран приняли новую европейскую стратегию для повышения мобильности с определенной целью, что, по крайней мере, 20 процентов из тех выпускников в Европе в 2020 году должны обучиться или пройти стажировку за рубежом.
Также в рамках Конференции состоялся третий Форум политики Болонского процесса на тему «За пределами Болонского процесса: Создание и объединение национальных, региональных и глобальных сфер высшего образования».
14-15 мая 2015 г. - Ереван. Ереванское коммюнике
В Ереване состоялся Четвертый Болонский политический Форум, совмещенный с Девятой конференцией Министров стран Европейского пространства высшего образования. По итогам форума были приняты Ереванское коммюнике Министерской конференции и Декларация Четвертого Болонского политического форума.
24-25 мая 2018 г. Париж. Парижское коммюнике
Парижская конференция стала возможностью по укреплению сотрудничества между странами для лучшего будущего высшего образования. В коммюнике подчеркнута необходимость улучшения осуществления фундаментальных ценностей, особенно демократии, поскольку стандарты высшего образования передают понятия мира и свободы!
Встреча завершилась принятием Парижского коммюнике и Заявления V Болонского политического форума. Также было объявлено, что секретариат Болонского процесса возглавит Италия, где в 2020 году пройдет следующая конференция министров ЕПВО.
Бердимуратов Темерхан Байбосынович
Основатель Казахско-Русского Международного Университета, профессор, доктор психологии
Перейти на страницу